Восемь Великих сиддх в йоговской Традиции

Восемь Великих сиддх в йоговской Традиции

Йоги - левитирующие, ясновидящие и яснослышащие. Современный взгляд на известные способности йогов.

Восемь Великих сиддх в йоговской Традиции

      Следующая строфа Йога сутры (1.40) имеет отношение к сиддхам, по крайней мере, так считают большинство современных комментаторов, поэтому сделаю небольшую ремарку по этому будоражащему вопросу. Тем более, что некоторые читатели уже проявляли нетерпение в ожидании этой темы. Напомню также, что на блоге была статья об отношении к сиддхам в йоге по мотивам доклада Доминика Вуястика.
       Итак, сиддхи принято делить на великие (махасиддхи) и малые – все остальные. 
       В ранних и поздних йоговских текстах перечисляются 8 великих сиддх, которые может приобрести практикующий. Информация настолько известна, что даже перечисляется на первой странице «Амаракоши» – главного тезауруса санскрита. Большинство же йогических текстов также считают эту информацию общепринятой, не давая перечисления, а указывая анимаади – анима (первая из сиддх), и так далее (ади).
    Эти сиддхи таковы:
  • анима;
  • махима; 
  • гарима; 
  • лагхима;
  • праапти;
  • пракамья;
  • ишитва;
  • вашитва.
 К сожалению, классические тексты не приводят исчерпывающих описаний и примеров. Видимо, опять же в силу очевидности темы для древних авторов. Это привело к тому, что понимание этих махасиддх сильно мистифицировалось в околойоговских кругах. Приведу пример из Википедии:
«Все примеры можно свести к восьми классическим сиддхи (ашта-сиддхи)[2]:
  • анима – умение становиться маленьким, как атом;
  • махима – умение становиться бесконечно большим;
  • гарима – умение становиться тяжелым;
  • лагхима – сверхлегкость, левитация;
  • прапти – способность к расширению, вездесущность; способность достигать чего угодно;
  • пракамья – осуществление желаний;
  • вашитва – управление природными силами;
  • ишитва – превосходство над природой;
  • .…»
     Разумеется, в 21-м веке сложно поверить в возможность чудес, выходящих за пределы физических законов. Впрочем, рафинированные интеллектуалы древности, какими были автор и комментаторы сутр, тоже на такую чушь повестись не смогли бы. Об их мнении мы поговорим в следующих статьях.  Опошлять йогу, предполагая, что это психоделический опыт тоже не хотелось бы. Однако, отойдя от  салонного мистицизма и наивности, и найдя опору в глубокой простроенности и рациональной сути йоги понять, что такое махасиддхи – совсем не сложно.     Первые 4 слова образованы от прилагательных «маленький», «большой», «легкий», «тяжелый» при помощи суффикса -иман. Т.е. «гариман» – весомость, «лагхиман» – это легкость и т.д.  Причем ни откуда не следует, что речь идет о физических качествах. Более того, суффиксы второй четверки всегда генерируют слова с абстрактным смыслом. Таким образом, если мы примем, что описания сиддх есть описание не физических, а психологических способностей, мы получим вполне логичную картину.
Аниман – это способность к «уменьшению», т.е. углублению, детализации. Противоположностью этой сиддхе является верхоглядство.
Махиман – то, что сейчас мы называем масштабностью человека и его взгляда.
Гариман – способность к созданию значимости, ценности (например, умение весомо и убедительно говорить). 
Лагхиман – легкости, способности, как сказали бы даосы, «жить не оставляя следов», не цеплять окружающих. 
Праапти («достигаемость») – способность к стратегическому мышлению, направленному на достижение долговременных целей.
Пракамья  – чувствование своих желаний и следование им.
Вашитва – происходит от ваша – воля (в смысле влияния на людей), поэтому соответствует качеству-умению контролировать волю других людей. По русски мы бы сказали «влиятельность» или «харизма». Ишитва – воля в аспекте самоконтроля.Все это вполне реалистично, хотя добывается ценой значительных усилий. А желающих летать или ходить по воде  – вынужден разочаровать. Впрочем, это все равно сделала бы суровая реальность ).
А.Г.Сафронов
 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *