Снова о нидре. Являются сновидения формой вритти?

Снова о нидре. Являются сновидения формой вритти?

В одном из предыдущих постов мы рассмотрели категорию нидра и дали объяснение, почему нидра выделена Патанджали как одна из вритти. Однако недавно мне задали вопрос: являются ли сновидения формой вритти? Поскольку вопрос показался мне правомерным, дам здесь на него краткий ответ, рассмотрев попутно некоторые дополнительные моменты, связанные с этой темой.

Прежде всего, попробуем актуализировать, что представляют собой сновидения с психологической точки зрения. Думаю, большинство читателей обращали внимание на то, что сновидения связаны с текущими эмоционально значимыми ситуациями.  Обращаясь к работам Фрейда и Юнга, да и собственному опыту, можно уточнить это положение следующим образом: сновидения «показывают» в символической форме не осознаваемую самим человеком (или вытесняемую им) информацию о наличии эмоционально значимой ситуации и ее сути.  Чем более символичен сон – тем сильнее вытеснение проблемы – подсознание как бы вынуждено пользоваться более сложным эзоповым языком и иносказаниями, чтобы хоть как-то донести сведения о проблеме до не желающего ничего слушать сознания. У человека более осознанного и принимающего себя, т.е. в меньшей степени пользующегося механизмами вытеснения, сны носят более фактический характер, в пределе повторяя фактологию реальной ситуации «дословно» (т.е. человек видит во сне и пытается решить реальную жизненную ситуацию).  Повторяющиеся сновидения свидетельствуют об упорном нежелании человека обратить внимание на вытесняемую проблему или ее обострение. Сама же такая значимая ситуация на языке Йога сутры будет обозначена как вритти.

Исходя из сказанного, становится понятным, что сны не являются формой вритти, но порождаются имеющимися у человека вритти. Можно даже сказать, что сновидения являются способом (или скорее шансом) осознания (и таким образом, как мы помним из последних сутр, избавления от…)вритти. Именно поэтому перечисляя в первой главе способы успокоения читты, Патанджали в 1.38 упоминает как один из таких способов «опору на знание из сновидений».

Рассмотрим еще один сопутствующий вопрос. В упомянутом посте про нидру  я показал, что отождествлять Патанджалиевскую категорию нидра  с процессом сна некорректно. Сказанное выше также укрепляет нас в этом убеждении. Поэтому попытки некоторых практиков отказаться от сна или избавиться от сновидений нелепы. Однако, многие авторитетные трактаты, например Гхеранда самхита и Хатха йога прадипика, упоминают, что человек, практикующий йогу, становится «несонливым» или по крайней мере спит меньше. Разумеется этот эффект может достигаться благодаря хорошей физической форме, но памятуя, что аутентичная йога – это читта-вритти-ниродха, а не спортивная гимнастика, попробуем объяснить этот эффект именно с этих позиций.

Ключом к объяснению является наблюдение о связи сонливости с психологическим состоянием человека, т.е., по сути, с теми же вритти. Здоровый (физиологически обусловленный) сон человека приходит в одно и то же время, сообразуясь с суточными циклами и длится предсказуемо для каждого человека (опять же в зависимости от индивидуальной физиологии и сезонных ритмов). Сонливость (желание спать) в норме завершается крепким сном, и не зависит от текущих ситуаций. Однако в ряде случаев сон и сонливость становятся психосоматическим защитным механизмом. Сонливость, часто связанная с кажущейся потерей сил, «отяжелением» тела и т.д. приходит как помощница в вытеснении напрягающей ситуации. Также и удлинение сна, против обычной физиологической нормы может быть свидетельством включения защитного механизма «уход». Мои наблюдения показывают, что наиболее частой причиной повышенной сонливости является вытесняемая агрессия.

А.Г.Сафронов

Источник

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *