Психофизиологическо-философская заметка: роль эмоций в познании

Хочу ненадолго вернуться к строфе 1.16, где Патанджали выявляет факторы, сопровождающие процесс осознавания (сампраджна), перечисляя среди них ананду – восторг.  С эмпирической точки зрения  – это понятно и возразить вряд ли возможно, но возникает вопрос – почему с когнитивным и даже экзистенциальным процессом связано эмоциональное переживание. Прежде всего, обратимся к психологии и вспомним роль эмоций в жизни человека. Закон запоминания гласит, чтолюбая информация тем легче запоминается, чем более она эмоционально значима или окрашена для человека. Чтобы понять смысл этой формулы, вспомните, как много раз вам приходилось в детстве повторять, чтобы запомнить стихи, заданные по школьной программе, и как легко, чуть ли не с первого раза запоминались матерные стишки, услышанные на улице. Это происходило потому, что терзания Лермонтова по случаю отъезда из «немытой России» ни с чем не резонируют у шестиклассника, а вот упоминание половых органов – будоражит его пубертатную душу.  А вот во взрослом возрасте, когда возникает множество разнообразного эмоционального опыта – стихи классиков начинают запоминаться с первого раза, если, конечно, человек их еще читает. Я не случайно разделил эмоциональную значимость и эмоциональную окрашенность, поскольку эмоции, связанные с событием, могут быть порождены не только психикой самого человека, но и индуцированы извне. Именно на этом принципе построен как процесс воспитания, так и социальное устройство.

Отойдем теперь от научной психологии в сферу метафизики и зададимся вопросом – почему это так. И еще одним – почему одна и та же ситуация для одного человека эмоционально значима, а для другого нет. Ответ может лежать в концепции эволюционного развития души. Степень эмоциональной значимости ситуации определяет ее роль в развитии человека на данном этапе. То, что для человека важно, он не сможет миновать, возвращаясь к проблеме и хотя бы мысленно. И напротив, для того, чтобы обозначить правильно наработанный опыт, закрепить его – он также обозначается эмоциями – положительными.

В рамках этой теории объясняется тот факт, что люди с «истощенной» эмоциональной сферой, например, искусственно стимулирующие эмоции при помощи психоактивных средств, обладают более плохой памятью и менее четко очерчивают свой жизненный опыт.

А.Г.Сафронов

Источник

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *