Некоторые эффекты Уджайи, или расслабление после победы

Некоторые эффекты Уджайи, или расслабление после победы Уджайи – дыхательная техника  с вибрационным ключом ( последовательным пропеванием звуков, составляющих мантру ОМ),  используется в традиции нашей Школы практически с первых шагов (Сафронов А.Г. «Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика»,Х., 2008, с.77). Пранаяма с идентичным названием, но совершенно иная по сути, является одной из наиболее популярных пранаям в традиции аштанга – йоги, которая является плодом практики ее «законодателя» и вдохновителя – Шри Паттабхи Джойса. Практика весьма динамична —  асаны сгруппированы в определенные последовательности (виньясы ) и выполняются без перерывов четко по предписанной схеме. Красной нитью «сквозь» всю практику проходит специфический вид дыхания, уджайи, что переводится с санскрита как «победоносный». Не совсем понятно, каким ассоциативным рядом пользовались индусы, подбирая название для пранаямы, но если опираться на ощущение от практики Аштанги в ашрамах Джойса и Шешадри, такое название однозначно применимо к стилю в целом :  после полуторачасовой  далеко не «мягкой» тренировки возникает чувство  полной и безоговорочной победы над  собой, подкрепленное  ощущением тотальной мышечной расслабленности,  свежести и «заново рожденнности», если не души, то по крайней мере тела. Данный эффект интересен, парадоксален и на наш взгляд обязан метко подобранной технике дыхания, сами же асаны являются приятным дополнением к практике. Для того, чтобы  разобраться в вопросе, предлагаем вспомнить технику исполнения Уджайи в варианте, предложенном  Патаббхи Джойсом: во время дыхания мы постоянно и осознанно удерживаем в поджатом состоянии дыхательное горло, то есть гортань, что создает препятствие вдыхаемому и выдыхаемому воздуху. 1.       При правильной практике мы сразу же становимся  свидетелями двух процессов: шипяще –свистящего звучания нашего же организма и достаточно мощного диссонанса в самоощущении тела,-  бессознательно начинают напрягаться не только требуемые мышцы, но и любые другие – живота, груди, промежности, рук и так далее, в зависимости от актуальных патогенных дуг конкретно взятого практика. Это крайне некомфортное состояние вынуждает нас  к быстрому осознанию того, какие мышцы необходимо расслабить, а какие удерживать напряженными, и в этом безусловно помогает необходимость концентрировать и удерживать внимание в области горла. ( Однако, сама локализация центра удержания внимания, на наш взгляд, может быть перенесена и в другие точки нашего тела. ). Таким образом, при регулярной практике тренируется способность к концентрации и удержанию внимания на произвольно выбранных процессах в теле, появляется возможность коррекции патогенных межмышечных дуг. Однако данный эффект  не объясняет весь диапазон изменений, происходящих с телом во время практики  Уджайи, и нам следует продолжить   наше исследование. 2.       Для этого вернемся к зоне горла. Во время пранаямы мышцы, напрягающие и суживающие гортань, постоянно включены в работу и вдобавок «массируются» проходящей под давлением струей воздуха. Данные мышцы иннервируются гортанными нервами, которые являются ответвлением блуждающего нерва, «представляющего интересы»  парасимпатической нервной системы в организме. На основании данного факта можно предполагать, что при постоянной стимуляции периферических ветвей вагуса «включится» парасимпатическая нервная система, что вызовет урежение сердечных сокращений и некоторое падение артериального давления, урежение частоты дыхания. Схожие рефлексы уже давно описаны и широко известны в медицине – это рефлекс Ашера, который  заключается в снижении артериального давления и частоты сердечных сокращений при надавливании на глазные яблоки; рефлекс Геринга – когда схожие эффекты возникают при надавливании на область разветвления сонной артерии. К данной группе  рефлексов можно отнести и рефлекторное  снижение давления, возникающее при глотании. Кроме того, при воздействии на рефлекторные зоны парасимпатической нервной системы как правило наблюдается торможение некоторых отделов ЦНС, что ведет к снижению импульсации с мышечных рецепторов и , следовательно, снижению тонуса скелетных мышц. Подобное мышечное расслабление также можно наблюдать и при «парасимпатичексом», то есть редком дыхании. Механизмы данного явления до конца не исследованы,  хотя эффект неоднократно описан в медицинской литературе и  выявлена определенная корреляция между активностью нейронов дыхательных центров и интенсивностью сигналов от мышечных проприорецепторов. Таким образом, можно предполагать наличие гортанно – вагусного рефлекса, лежащего в основе феноменологического действия  Уджайи. Это очень интересно, так какописанный механизм позволяет сделать вывод, что  именно с практикой пранаямы следует связывать эффект «телесного перерождения»  в Аштанге. Виньясы  всего лишь нанизаны на нить дыхания. И  принимаемые телесные формы  ложатся на подготовленную  почву из расслабленных мышц, даруя возможность слепить свое тело заново. Интересно и то, что данный эффект освещен в системном курсе Бихарской школы йоги, которая обоснованно рекомендует использовать данную пранаяму при повышении артериального давления, а также излишнем эмоциональном  и мышечном напряжении. Да, еще стоит отметить, что описанный рефлекс позволяет щадить сердце во время нагрузочной практики Аштанги. 3.       И более того, если вспомнить, что двигательное ядро блуждающего нерва является «совместным» с двигательным ядром добавочного нерва, отвечающего за работу грудинно- ключично –сосцевидной  и трапецевидной мышц, можно предполагать расслабление вышеперечисленных мышц при накоплении возбуждения в  двигательном ядре. Что позволит  рекомендовать данный вид дыхания как «расслабляющий» для людей с рефлекторно зажатой шеей. 4.       На наш взгляд, воздействие на организм Уджайи не ограничивается вышеперечисленными эффектами и следует отметить как минимум еще один ньюанс практики-  постоянно поддерживаемое повышенное давление в грудной полости. Интересно, что похожие методики предлагаются академиком А. П.Зильбером, идейным вдохновителем  и основоположником респираторной медицины в России. Под его началом активно разрабатываются и внедряются в практику для лечения пациентов  с патологией дыхательной системы методики «положительного давления в конце вдоха» и «непрерывного положительного давления». Данные методики фактически являются аналогом йоговской Уджайи. И, пожалуй, основное отличие состоит в том, что в клинике  используются специальные приспособления, а  в  практике йоги мы используем возможности нашего же организма.  По данным исследований, эти режимы  увеличивают альвеолярный объем за счет расправления дополнительных альвеол, улучшают растяжимость легких, препятствует возникновению   так называемой газовой ловушки ( gas tapping), или экспираторного закрытия дыхательных путей. ( Суть этого явления у здоровых– в схлопывании альвеол при форсированном выдохе и запечатывании в них отработанного воздуха, что исключает возможность поступления в них насыщенного кислородом воздуха при последующем вдохе. У больных с респираторными заболеваниями этот эффект наблюдается чаще, и при нормальном дыхании.). Кроме того, возрастает суммарная капиллярная поверхность в легких, что способствует повышению оксигенации крови и выделению молочной кислоты, образующейся во время  практики асан. Этот эффект позволяет объяснить  отсутствие крепатуры после достаточно интенсивной мышечной  практики Аштанги. Таковы основные эффекты от выполнения Уджайи. Хотя мы не исключаем и возможность существования дополнительных к описанным влияний данной пранаямы на организм человека. Еще раз перечислим описанные:
  1. Повышение парасимпатического тонуса и расслабление скелетной мускулатуры, что позволяет более эффективно перестроить двигательные стереотипы тела в последующей практике асан  и «разгружает» сердце
  2. Улучшение ряда показателей, характеризующих легочную вентиляцию и кровоснабжение, что ценно само по себе. Кроме того, данный эффект способствует достаточно физиологичной оксигенации организма и предупреждает накопление в мышцах молочной кислоты, образующейся во время интенсивной практики
  3. Рефлекторное расслабление мышц шеи
27. 05.2011 Елена Ахрамеева Инструктор  Йоги Врач -йогатерапевт источник

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *