Ишвара и Мировое дерево. Метафизика Платона

Ишвара и Мировое дерево. Метафизика Платона
Строка 25 Йога сутры сравнивает Ишвару с семенем, в котором содержится все знание (сарва-джнана-биджа):
25. tarta niratishayam sarva-jna-bidjam
 
25. там (в Ишваре) наивысшее семя всех знаний
Это удивительным образом перекликается с поразительной строчкой Катха упанишады:

      3.3.1 Наверху ее корни, внизу ветви, это вечная смоковница.
      Это чистое, это Брахман, это зовется бессмертным.
      В этом утверждены все Миры, никто не выходит за его пределы. 
                                                                                       (пер. Сыркина) 
    Любой образованный читатель без труда увидит в этой строчке коннотацию с шаманским Мировым деревом. И, без сомнения, будет прав. Но…. Почему это дерево вверх ногами? Точнее, корнями. Ответ индийских пандитов таков: потому, что источник, «семя» Всего Ишвара, а он наверху. И этот ответ прокладывает мостик между строками Катха упанишады и Йога сутры. Но не только. Ведь, если вдуматься, этими же строчками покрывается и основная идея Платона о мире Эйдосов, который является совокупностью «абсолютных и совершенных образцов возможных вещей». Ну чем не семя?  
     «Способом бытия эйдоса в таком случае является его воплощаемость и воплощенность во множественных вещах в соответствии со своей функциональной структурой как образца, как рода и как собственно образа». Вот вам и Мировое дерево. Вверх корнями….
04
А.Г.Сафронов

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *