Что такое духовный «поток» языком психологии.

Что такое духовный «поток» языком психологии.

Американский психолог М. Чиксентмихайи (M.Csikszentmihaly 1975, 1988, 1990) предложил концепция «наслаждения процессом деятельности».

Проводя экспериментальное изучение деятельности, мотивы которой в первую очередь ориентированы на процесс, а не на результат, М. Чиксентмихайи выделил специфическое состояние, закономерно возникающее при этом. Для его обозначения им было принят термин «поток», предложенный самими обследуемыми, пережившими это состояние.

В исследованиях М.Чиксентмихайи показано, что состояние «потока» можно испытывать в процессе практически любой деятельности и лишь от самого человека зависит, сможет ли он научиться формировать условия, порождающие его. Изучение качества деятельности и психофизиологического состояния лиц, занимающихся ей, позволило автору прийти к выводу о том, что при возникновении состояния «потока», оно является оптимальным как для результатов, так и для самого субъекта.

Как правило, состояние «потока» знакомо практически всем по игровой деятельности. Гораздо меньше людей встречаются с ним в процессе труда.

М.Чиксентмихайи были изучены многочисленные профессиональные группы, где состояние «потока» встречается довольно часто, практически закономерно. Среди них художники, скульпторы, поэты, композиторы, музыканты, альпинисты, скалолазы, шахматисты, хирурги, студенты и даже рокеры. К сожалению автором не изучена такая интересная профессиональная группа, как летчики, деятельность которых происходит в состоянии «потока», по-видимому, не реже, а может быть и чаще, чем у описанных М. Чиксентмихайи профессиональных категорий.

Как свидетельствует практика авиационной медицины, для летного состава характерны практически все признаки, являюющиися по М. Чиксентмихайи критериями состояния «потока».

Описывая свои ощущения, возникающие в полете, летный состав, акцентировал внимание либо на их аффективном измерении («чувство глубокого удовлетворения»), либо на мотивационном (желание продолжения деятельности), либо на когнитивном (степень и легкость концентрации). Имелись и другие общие признаки этого состояния, идентичные состоянию «потока».

Среди них: чувство слитости со своими действиями («слияние действия и осознания»), полная управляемость ситуацией, сознание полноты контроля за своими действиями, потеря самосознания, стандартной концепции себя и наиболее интенсивное осознавание своих внутренних процессов. По отзывам обследуемых - это состояние полной мобилизации и высочайшей внутренней активности, что приводит к новым неожиданным решениям, наличие трансцендентных переживаний, чувство гармонии с окружением, исчезновение психологических защит, чувство аутотентичности опыта, т.е. именно субъективное переживание является главным мотивирующим фактором деятельности, чувство наслаждения процессом деятельности, из-за чего лишение возможности выполнять необходимую деятельность может в ряде случаев стать личной катастрофой для летчика, Такой опыт безусловно является оптимальным для человека. Он позволяет упорядочить случайный поток жизни субъекта, дает базовое чувство опоры. Потенциально это наиболее творческий, наиболее завершенный вид опыта, помогающий человеку экспериментировать в новых условиях, взаимодействуя с новыми вызовами.

М.Чиксентмихайи выделяет и условия возникновения этого состояния. Они являются полностью характерными и для летного труда. Ключевым среди них является интенсивная и устойчивая концентрация внимания на ограниченном символьном поле. Внешними ключами, способствующими концентрации и обеспечивающими состояние «потока» являются определенные требования деятельности - «вызовы ситуации» и структура деятельности.

Как было доказано М. Чиксентмихайи войти в «поток» оказывается легче в ситуациях исследования неизвестного, принятия ответственных решений, соревновательности, опасности. Т.е. по R.Callois (1958), это ситуации, удовлетворяющие «центральную человеческую потребность» - потребность в трансцендировании, выходе за пределы известного, в новые пространства навыков, способностей.

Вхождению в «поток» способствуют те виды деятельности, где есть ясные непротиворечивые цели, правила и обратная связь о результате. Необходимым условием «потока» является четкий баланс между требованиями деятельности и способностями субъекта, при котором требования оказываются выше определенного уровня. Это определяет индивидуальность «потока» для конкретного человека, побуждающая его полному выявлению своих способностей.

Субъект, имеющий опыт потока, стремится его поддерживать, что становится мощным стимулом для внутреннего роста.

Деятельность в которой присутствуют все вышеперечисленные условия М.Чиксентмихайи называет хорошо структурированной. В ряде случаев она сама по себе может служить триггером для возникновения «потока». Для уточнения психофизиологических механизмов, вызывающих чувство «потока» нами были проведены экспериментальные исследования в которых приняли участие 42 оператора в возрасте от 24 до 45 лет.

Исследования выполнялись в рамках оценки профессиональных качеств, что обеспечивало высокий уровень мотивации обследуемых.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *